Кризис, давно ожидаемый и много раз предсказанный, каждый день удивляет своими проявлениями. Ставит перед нами всеми все новые и новые проблемы.

Это вызывает пессимистические настроения у всех участников экономического пространства: от представителей малого бизнеса до президентов крупнейших государственных и частных корпораций, от министра до рядового чиновника на месте, не говоря уже о тех, кто работает по найму. Пессимистические настроения ведут к параличу воли и ожиданиям, когда что-то улучшиться и кризис сам собой рассосется. И это есть самое опасное.

Если выдернуть себя из негативного информационного поля, возникшего в результате кризиса, и трезво оценить ситуацию, то проявиться совсем иная картина. Наша основная проблема – это не цены на нефть, не курс доллара, а неумение среднего россиянина эффективно работать и грамотно решать производственные проблемы на рабочем месте. Это относиться ко всем без исключения: от слесаря до главы автомобилестроительной корпорации, от банковского клерка до президента банка. И, второе, это дефицит квалифицированных кадров в реальном секторе.

Причем эти проблемы вопреки расхожим представлениям не являются национальной чертой русского человека. Российские производительные силы в определенные исторические периоды показывали чудеса производительности и эффективной организации производства.
Более половины проблем, приводящих к низкой производительности и качеству, связаны с неэффективностью или полным отсутствием регулярных бизнес-процессов. Иными словами от 30 до 50% усилий и ресурсов на российских предприятиях просто вылетает в трубу без полезной отдачи.

Почему это происходит?

Во-первых, потому что практически нигде не готовят полноценных специалистов в области совершенствования бизнес-процессов (а в реальной жизни есть такая особая профессия со своим набором компетенций). Во-вторых, без такой подготовки управленцы просто не видят проблем, связанных с неэффективностью бизнес-процессов, а приписывают их действию других факторов: устаревшему оборудованию, низкой дисциплине, низкой квалификации, нежеланию работать, отсутствию финансирования и т.п. Иногда эти факторы действительно вносят свой вклад, но во многих случаях именно неэффективные бизнес-процессы являются главной проблемой. Я бы назвал это «управленческой миопией»: когда за конкретными проблемами не видно неэффективности самого процесса.
Практичные американцы всегда уделяли особое внимание повышению эффективности управленческих и производственных процессов. (Форд, Шухарт, Деминг, Джуран, Шайнин). Потому, что именно это дает самый большой экономический эффект при минимальных затратах. С конца 80-х годов 20 века до сегодняшнего дня постоянное совершенствование бизнес-процессов является мантрой бизнеса. Сегодня существуют проверенные временем технологии непрерывного совершенствования бизнес-процессов, применяемые во всем мире: Лин Шесть сигм.

В современных условиях российская экономика напоминает больного с пониженным иммунитетом: в тепле и комфорте – никаких симптомов болезни, подул ветер – и пошли обострения то в одном месте, то в другом.
Иммунной системой бизнеса и экономики в целом являются хорошо настроенные бизнес-процессы. Если у человека операторами иммунной системы являются красные и белые кровяные тельца, то в экономике – это, очевидно, специалисты в области совершенствования бизнес-процессов. Сегодня налицо дефицит таких специалистов и иммунодефицит экономики.
Поэтому одним из рецептов оздоровления экономики и бизнеса на любом уровне может стать формула:

Эффективные бизнес-процессы – приоритет номер 1.
Кадры решают все: восполняем дефицит специалистов по эффективности процессов.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

ТРЕНИНГИ